НИКОЛАЙ
Том L, С. 328-331
опубликовано: 22 ноября 2022г.

НИКОЛАЙ

Николай (Ипатов), еп. Златоустовский. Фотография. 1917 г.Николай (Ипатов), еп. Златоустовский. Фотография. 1917 г.

(Ипатов Николай Александрович; 24.03.1878, Казань - 10.09.1938, г. Златоуст Челябинской обл.), еп. бывш. Златоустовский. Из семьи мещан, чуваш. Начальное образование получил в образцовой церковноприходской школе при Казанской ДС, затем в Казанском ДУ, по окончании которого в 1892 г. поступил в Казанскую ДС. В 1898 г. окончил семинарию по 1-му разряду со званием студента, что дало ему право на поступление в том же году в КазДА без дополнительных испытаний. В 1902 г. окончил академию с ученой степенью кандидата богословия за соч. «Пастырь Церкви как учитель, по учению Слова Божия, Св. Отцов и учителей Церкви и правил церковных». Назначен столоначальником Казанской духовной консистории, а с 1903 г. стал личным секретарем (секретарем канцелярии) при Казанских епархиальных архиереях. Являлся одним из учредителей, членом совета и секретарем открытого в 1906 г. Церковного историко-археологического об-ва Казанской епархии. Участвовал в организации Миссионерского съезда в Казани 13-26 июня 1910 г. 21 янв. 1913 г. за выслугу лет произведен из коллежских асессоров в надворные советники по Ведомству православного исповедания. Жил скромно на небольшое жалованье с матерью (отец скончался до 1898). После кончины бывших на его попечении престарелых матери и тети, 18 июля 1913 г., пострижен в монашество с сохранением прежнего имени в казанском Кизическом муж. мон-ре Ямбургским еп. Анастасием (Александровым; до 30 мая 1913 еп. Чистопольский, викарий Казанской епархии). Вскоре был рукоположен во диакона, затем во иерея. 18 дек. того же года назначен на должность помощника смотрителя Обоянского ДУ Курской епархии.

2 мая 1914 г. был назначен на учрежденную решением Синода «в целях объединения многочисленных миссионерских учреждений и развития их деятельности» должность заведующего Уфимской миссией с возведением в сан архимандрита. Должность была учреждена по инициативе назначенного в дек. 1913 г. на Уфимскую кафедру еп. Андрея (Ухтомского), знакомого с Н. по совместному служению в Казани. На заведующего Уфимской епархиальной миссией возлагалась координация всего миссионерского дела в епархии. Резолюцией еп. Андрея от 1 июня 1914 г. Н. был назначен товарищем (заместителем) председателя епархиального миссионерского комитета с возложением на него всего делопроизводства по этому комитету, председателем совета епархиального братства во имя Воскресения Христова, благочинным всех мон-рей епархии. В его ведение переходило непосредственное руководство миссионерами епархии, к нему поступала вся переписка по делам миссии. Кроме того, он занимался поиском кандидатов на свободные места священников, диаконов и псаломщиков для служения в инородческих миссионерских приходах. Указом Синода от 9 янв. 1915 г. Н. был также утвержден в должности председателя Уфимского епархиального Училищного совета (до 1917). Был награжден наперсным крестом (1913), орденом св. Анны 2-й степени (1916).

Начиная с апр. 1915 г. еп. Андрей ходатайствовал перед Синодом об открытии в Уфимской епархии викарной кафедры и назначении на нее епископа «ввиду необходимости для Епархиального Епископа иметь ближайшего сотрудника как в деле управления обширною Уфимскою епархиею вообще, так особенно в целях улучшения постановки миссионерского дела в епархии». Кандидатом для совершения хиротонии он предлагал Н. с наименованием его епископом Златоустовским (титулярным, по г. Златоусту Уфимской губ.) и с проживанием в уфимском Успенском мон-ре. Из-за финансовых проблем военного времени вопрос об открытии нового вик-ства в 1915-1916 гг. так и не был решен. 17 апр. 1917 г., в связи с назначением еп. Андрея в новый состав Синода и необходимостью выехать в Петроград, он вновь обратился в Синод с просьбой «сделать немедленно распоряжение дать мне викария архимандрита Николая или прислать управляющего епархией Преосвященного Пантелеймона, епископа Двинского» (РГИА. Ф. 796. Оп. 200, 1915 г. Отд. 1. Ст. 5. Д. 129. Л. 23). Определением Синода от 2 мая 1917 г. было учреждено Златоустовское викариатство Уфимской епархии с назначением на епископскую кафедру Н., при этом он оставался заведующим Уфимской миссией; викарию было назначено жить в уфимском Успенском мон-ре. 28 мая Казанский архиеп. Иаков (Пятницкий) возглавил хиротонию Н. во епископа Златоустовского в кафедральном Благовещенском соборе Казани в присутствии местного и уфимского духовенства. 30 мая по предложению еп. Андрея Н. был назначен управляющим Уфимской епархией «на время присутствования Преосвященного Уфимского в Святейшем Синоде». 8-9 авг. того же года Н. председательствовал на епархиальном собрании по выборам членов Поместного Собора от Уфимской епархии. 8 авг. утвержден управляющим Уфимской епархией на период участия еп. Андрея в работе Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. С февр. по апр. 1918 г. Н. участвовал во 2-й сессии Поместного Собора как заместитель еп. Андрея, не имевшего возможности прибыть на Собор в связи со сложным положением в епархии. Весной 1918 г. решением советских властей монашеская община была выселена из уфимского Успенского мон-ря. Резиденцией Н. стал Уфимский архиерейский дом.

Во время гражданской войны, когда территория Уфимской епархии был занята белогвардейскими войсками, Н. вместе с еп. Андреем активно поддерживал мероприятия местных антибольшевистских правительств. В авг. 1918 г. еп. Андрей преобразовал ранее титулярное Златоустовское вик-ство в полусамостоятельное, передав Н. все церковные дела в Златоустовском у.; тем не менее основным местом пребывания Н. оставалась Уфа. В окт. того же года в связи с приближением Красной Армии епархиальный совет был переведен из Уфы в Златоуст. После отъезда в нояб. 1918 г. еп. Андрея для участия в Высшем временном церковном управлении Сибири Н. вновь было поручено временное управление Уфимской епархией (с перерывом в марте-мае 1919, когда еп. Андрей возвращался из Сибири). 19 марта 1919 г. Н. председательствовал на Уфимском епархиальном съезде православных старообрядцев (единоверцев) в с. Троице-Саткинский завод (ныне г. Сатка Челябинской обл.). Съезд был созван для организации, согласно постановлению Поместного Собора, Саткинской единоверческой кафедры и избрания Совета при епископе Саткинском. 13 мая того же года встречал торжественным молебном в соборе прибывшего в Уфу адмирала А. В. Колчака. Делами Уфимской епархии Н. управлял до кон. июня - нач. июля 1919 г., когда ввиду приближения Красной Армии вместе с большинством членов Уфимского епархиального совета эвакуировался в Сибирь. 21 дек. 1919 г. был арестован в Новониколаевске (ныне Новосибирск), в янв. 1920 г. этапирован в Омск для предания суду Сибирского чрезвычайного ревтрибунала за поддержку Белого движения. Освобожден в нояб. 1920 г. по амнистии после заявления о лояльности к советской власти. Вернувшись в Златоуст, Н. с 14 февр. 1921 г. управлял полусамостоятельным Златоустовским викариатством. После гибели 18 авг. 1921 г. в Уфе временно управлявшего Уфимской епархией Охтинского еп. Симона (Шлеёва) Н. временно управлял Уфимской епархией до прибытия в Уфу в кон. февр.- нач. марта 1922 г. назначенного на Уфимскую кафедру еп. Бориса (Шипулина).

После ареста в мае 1922 г. патриарха Московского и всея России свт. Тихона (Беллавина) и организации обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ) Н. первоначально занимал выжидательную позицию. В нач. авг. того же года он направил в Москву для переговоров и участия во Всероссийском съезде «Живой Церкви» настоятеля Трехсвятительской (Никольской) ц. Златоуста свящ. Василия Лобанова. В Москве тот был определен уполномоченным ВЦУ по Уфимской епархии, а Н. указом ВЦУ от 17 авг. назначен на обновленческую Вологодскую кафедру с возведением в сан «архиепископа». Н. не принял этого назначения, но 30 авг. на собрании златоустовского духовенства выступил с заявлением о каноничности ВЦУ, что привело к принятию резолюции о признании ВЦУ и обязательности выполнения его распоряжений. 3 сент. на общем собрании духовенства, мирян и членов приходских советов Златоуста Н. вновь подтвердил признание им ВЦУ, отметив, что его образование связано с изъятием церковных ценностей и обвинениями Церкви в контрреволюции, в результате чего «патриарх отошел от власти... ВЦУ заменило патриарха» (Пролетарская мысль. Златоуст, 1922. 28 сент. С. 4). Собрание ходатайствовало перед ВЦУ о преобразовании Златоустовского вик-ства в самостоятельную епархию и об оставлении Н., перемещенного на архиерейскую Вологодскую кафедру, самостоятельным архиереем Златоустовским. Постановлением ВЦУ от 25 сент. 1922 г. Н. был оставлен на обновленческой кафедре в Златоусте без возведения в сан «архиепископа».

После ареста 19 окт. 1922 г. еп. Бориса, пытавшегося уклониться от взаимодействия с обновленческим руководством, Н. вступил во временное управление Уфимской епархией. Он подтвердил «ради мира церковного» признание ВЦУ как адм. органа «в надежде на его непоколебимое православие», возглавил епархиальное управление, созданное обновленцами. Однако в нояб. того же года Н. принес покаяние в отпадении в раскол прибывшему в Уфу Томскому еп. Андрею (Ухтомскому), по настоянию к-рого разослал по епархии 5 посланий (писем), сыгравших важную роль в борьбе с обновленчеством. Как временно управляющий епархией, Н. совершил в Златоусте вместе с еп. Андреем тайные хиротонии викариев автокефальной (т. е. не признающей обновленческое ВЦУ) Уфимской епархии: архим. Трофима (Якобчука) во епископа Бирского (17 нояб.) и свящ. Николая Боголюбова, в монашестве Марка, во епископа Стерлитамакского (18 нояб.). В кон. нояб. по решению экстренного собрания духовенства и мирян передал управление Уфимской епархией еп. Андрею, к-рый отделил полусамостоятельное Златоустовское вик-ство в самостоятельную кафедру с сохранением именования правящего архиерея Златоустовским.

Для создания структур епархиального управления и их легитимизации Н. пытался осуществить идеи еп. Андрея об устроении церковной жизни через самоорганизацию приходов. 15 февр. 1923 г. созвал разрешенное местными властями учредительное собрание Союза советов религ. общин Златоустовской епархии, к-рое приняло устав и избрало совет Союза, фактически ставший новым епархиальным управлением. В уставе было заявлено, что Союз, «стоя на платформе признания социальной революции и абсолютной аполитичности, имеет целью согласование и объединение деятельности советов приходских общин на началах коллегиальности и в соответствии с принципами полной свободы совести и отделения церкви от государства и школы от церкви» (ОГАЧО. Р-138. Оп. 1. Д. 53. Л. 31). В уставе не упоминалось об отношении к обновленческому ВЦУ, расколу и церковным реформам. Учредителями Союза были заявлены 13 чел., в т. ч. Н. Председателем Союза, по уставу, являлся епископ. Вскоре Н. подал документы для регистрации Союза советов религиозных общин в Златоустовский уездный исполком, откуда их передали в Челябинск. 3 марта 1923 г. Н. был арестован. После переговоров в тюрьме с представителями ГПУ он вновь признал обновленческое ВЦУ и 17 марта был освобожден под поручительство. В тот же день Союз советов религиозных общин Златоустовской епархии получил офиц. регистрацию Отдела управления Челябинского губисполкома. Тогда же Н. был вновь определен обновленческим ВЦУ на Златоустовскую кафедру с возведением в сан «архиепископа» и назначением председателем Златоустовского епархиального управления. Н. не участвовал в обновленческом «Втором Поместном Церковном соборе» (Москва, 29 апр.- 9 мая 1923), но отправил туда делегацию от Златоустовской епархии. По требованию обновленческого Высшего церковного совета 20 мая 1923 г. Н. выступил с обращением к пастве Уфимской епархии по поводу своих осенних писем против обновленчества и недавнего признания каноничности церковной власти обновленцев.

13 июля 1923 г. Н. принес письменное покаяние патриарху Тихону, оправдывая свою соглашательскую позицию стремлением защитить каноническое управление кафедрой и сохранить златоустовскую паству «в мире, спокойствии и неизменности» уклада церковной жизни. Просил отнестись к нему «милостиво-снисходительно» и так разъяснял свою церковную тактику в отношении раскола: «Если с точки зрения формально-канонической я заслужил осуждения, то с жизненно-бытовой, человеческой, точки зрения, я питаю надежду на снисхождение и оправдание. Лично себя я мог бы оградить полной безукоризненностью со стороны канонов. Но тогда я должен был бы оставить свою паству в трудное для нее время. Я счел себя обязанным слиться воедино со своею паствою - и самого себя подверг опасному риску. Зато (не хвалясь говорю) Златоустовская паства сохранилась в мире, спокойствии и неизменности своего православного уклада церковной жизни» (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 194. Л. 123-123 об.). Н. был принят в общение патриархом Тихоном, однако вскоре опять уклонился в раскол. Имя «архиепископа Златоустовского Николая» указано среди подписавших 25 мая 1924 г. послание обновленческого синода по поводу примирения «Живой Церкви» с патриархом Тихоном, хотя впосл. Н. отрицал подписание этого документа. По нек-рым данным, в июне 1924 г. Н. участвовал в обновленческом «Всероссийском Предсоборном совещании» в Москве.

Выступая 30 сент. 1924 г. на епархиальном собрании в Златоусте Н. объявил о разрыве с обновленческим синодом. «Сим заявляю,- сказал он,- что от дальнейшего признания той Центральной Церковной власти - Священного Синода, в ведении которой я находился до сего времени, я отказываюсь. Вместе с этим, само собою, прекращается мое председательствование в Златоустовском Епархиальном управлении [обновленческом.- Авт.]» (ЗГАО. Ф. Р-69. Оп. 1. Д. 9. Л. 191). Второй раз принес покаяние патриарху Тихону и был принят в общение. Самостоятельно управлял правосл. Златоустовским вик-ством фактически на правах епархиального архиерея. Вернул в Православие большинство приходов епархии. В апр. 1926 г. возглавил Временное коллегиальное правление Златоустовской епархии, 6 июня заявил об организации Златоустовской автокефалии и возглавил автокефальный епархиальный совет, т. е. отошел от заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского; впосл. патриарх Московский и всея Руси). Поддерживал связи с управляющим Уфимской епархией Давлекановским еп. Иоанном (Поярковым), в т. ч. по взаимодействию в борьбе со сторонниками еп. Андрея (Ухтомского). По нек-рым данным, в 1927 г. Н. вернулся в юрисдикцию митр. Сергия и был назначен в сент. того же года епископом Мелекесским, викарием Самарской епархии, при этом ранее занимавший Мелекесскую кафедру еп. Павел (Введенский), живший в ссылке в Уфе, был переведен на Златоустовскую кафедру. Однако сведений, подтверждающих служение Н. в Мелекесе (ныне Дмитровград Ульяновской обл.), нет. По другим сведениям, Н. не покидал Златоуст, продолжая управлять 4 «автокефальными» общинами, тогда как в ведении пребывавшего там же еп. Павла находились 2 прихода в юрисдикции митр. Сергия. В опубликованной в обновленческом издании статье, посвященной открытию в апр. 1928 г. в Златоусте обновленческого викариального церковного управления, говорилось: «В г. Златоусте имеет кафедру еп. Николай, известный сподвижник Андрея Ухтомского, помогавший ему в 1922 г. во всех его выступлениях и в разное время аттестовавший себя, по тактическим соображениям, то автокефалистом, то тихоновцем. Теперь он не то сергиевец, не то не сергиевец, а по определению некоторых «истинно-православных» даже «обновленец», хотя и не причастен и обновленцам. В г. Златоусте живет и др. епископ - Павел, сергиевской ориентации» (К открытию Златоустовского ВикЦУ // Уральские церк. вед. 1928. № 9/10. С. 4-5).

В окт. 1928 г. митр. Сергий назначил Н. епископом Ижевским и Воткинским, но тот не принял назначения и 16 нояб. уволен на покой. 6 февр. 1929 г., по нек-рым сведениям, запрещен в священнослужении. Более участия в церковной жизни не принимал. Репрессиям не подвергался. До самой кончины проживал в Златоусте вместе с бывш. прот. В. Лобановым, работавшим бухгалтером на металлургическом заводе, находясь на его иждивении. Информация, встречающаяся в лит-ре, о кратковременном управлении Н. Ижевской епархией с февр. 1930 по июнь 1931 г., в июле-авг. 1933 г. и с нач. 1937 по авг. 1938 г. (Акты свт. Тихона. С. 983) подтверждения не нашла (Малых А., свящ. История Ижевской и Удмуртской епархии в ХХ в. Ижевск, 2010. С. 73).

Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 200, 1915 г. Отд. 1. Ст. 5. Д. 129; Ф. 797. Оп. 86, 1917 г. Отд. 3. Ст. 4. Д. 20; Ф. 831. Оп. 1. Д. 3. Л. 177-177 об., 180-183, 193-193 об.; Д. 32. Л. 22, 32; Д. 194. Л. 123-123 об.; Д. 209; Д. 247. Л. 12 об., 17 об.; НАРТ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 9896. Л. 54 об., 56; Д. 10334. Л. 916 об., 965; ЦГИА Респ. Башкортостан. Ф. Р-1252. Оп. 1. Д. 508. Л. 400-401; Д. 527. Л. 29-30 об.; ОГА Челябинской обл. Р-138. Оп. 1. Д. 53. Л. 29-32; Арх. Отд. администрации г. Златоуста (ЗГАО). Ф. Р-69. Оп. 1. Д. 9. Л. 189-203; Д. 163. Л. 57.
Лит.: Наречение и хиротония зав. Уфимской епарх. миссией архим. Николая во еп. Златоустовского, вик. Уфимской епархии // Изв. по Каз. епархии. 1917. № 21/22. С. 322-334; Матвеев С. Открытие в г. Уфе кафедры викарного епископа // Заволжский летописец. Уфа, 1917. № 15. С. 415-416; По ту сторону Урала: (В царстве Колчака): [Сб. мат-лов]. Уфа, 1919. С. 14-15; Дело беглых архиереев // РиЦ. 1920. № 9/12. С. 55-56; К ликвидации инцидента с еп. Николаем Златоустовским // Церк. рассвет. Уфа, 1923. № 3/4. С. 23; Уфимский епарх. съезд // Правосл. церк. вестн. Каз., 1926. № 3. С. 8-10; Уральский П. (псевд., Косвинцев Е. Н.). По дебрям уральской тихоновщины // Уральские церк. вед. Свердловск, 1927. № 6. С. 6-10; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 5. С. 138-144; Зеленогорский М. Л. Жизнь и деятельность архиеп. Андрея (кн. Ухтомского). М., 1991. С. 80, 92, 95, 96, 101, 129-130, 194, 208, 294; он же. Жизнь и труды архиеп. Андрея (кн. Ухтомского). М., 2011. С. 99, 112-113, 119-120, 121, 127, 156, 253, 324, 383, 392; Нечаев М. Г. Красный террор и Церковь на Урале. Пермь, 1992. С. 11; Акты свт. Тихона. С. 124, 919, 923, 924, 933, 952, 983; Следственное дело патр. Тихона: Сб. док-тов. М., 2000. С. 774; Златоустовские купола / Ред.: Л. П. Заева, А. В. Козлов. Златоуст, 2001. С. 53; Из истории рос. иерархии: Ст. и док-ты. М., 2002. С. 176, 184, 200; «Обновленческий» раскол. С. 854; Губонин. История иерархии. С. 118, 179, 183, 288, 513, 515, 742, 866, 870, 877, 882; Зимина Н. П. Еп. Уфимский Андрей (Ухтомский) и деятельность Вост.-рус. культурно-просветительного об-ва в г. Уфе (1916-1919 гг.) // Свобода совести в России: Ист. и совр. аспекты: Сб. науч. тр. М., 2005. Вып. 2. С. 211-227; она же. Стояние в вере: Временная автокефалия Уфимской правосл. епархии в период заключения Свят. Патр. Тихона (нояб. 1922 г.- авг. 1923 г.) // Вестн. ПСТГУ. Сер.: История. История РПЦ. 2007. Вып. 3(24). С. 79-117; она же. «Церковь - это душа нашего народа…»: Страницы жизни Александра Ницы, члена Поместного Собора 1917-1918 гг. от Уфимской епархии. М., 2009. С. 54, 73, 76-77, 88, 91, 109, 138; Лавринов В., прот. Очерки истории обновленческого раскола на Урале (1922-1945). М., 2007. С. 51, 174, 248; он же. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016. С. 400-401; Скала А., прот. Церковь в узах: История Симбирской-Ульяновской епархии в советский период: (1917-1991 гг.). Ульяновск, 2007. С. 174.
Н. П. Зимина
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии
  • ААРОН (Нарциссов Алексей Захарович; 1781 - 1842), еп. Архангельский и Холмогорский
  • АВВАКУМ (Боровков Григорий Антонович; 1892 - 1937), еп. Староуфимский, викарий Уфимской епархии
  • АВГУСТИН (Анисимов), еп. Городецкий и Ветлужский